Дейлемиты (пехл. Daylamīgān; перс. دیلمیان Deylamiyān) — иранский народ, жители Дейлема (Дейлама, Таламаи, Дейлемана) — горного Гиляна, горной части Табаристана в северном Иране (юго-западное побережье Каспийского моря). Воины из Дейлема входили в войска персидских царей с VI века, позже известны как составная часть гвардии арабских халифов. Хотя они были наёмниками, они пользовались независимостью несмотря на множество мусульманских военных походов против них. В конце IX века дейлемиты, среди которых ранее было распространено несторианское христианство, приняли ислам шиитского толка и стали совершать захватнические походы на соседние области.
Под этим названием известна также династия Буидов, разные ветви которой правили в Средние века в различных областях Ирана, также в Багдаде в 945—1055 гг. Старейшей дейлемской династией, видимо, были Джустаниды. Наиболее раннее упоминание о них относится к 791 году.
Происхождение и язык
Дейлем – горный район рядом с Талышом и Гилян; многие авторы отмечают большое сходство в описании внешнего вида, обычаев и традиций, языка и методов хозяйствования горных талышей и дейлемитов. Интересно другое – после XII в. упоминания о дейлемитах из мусульманской историографии почти исчезают, а уже в конце XIII в. мы имеем сведения периода правления Хулагида Газан-хана (1295-1304) о «вилайете Талыш» почти в том же районе и с тем же описанием, что и более ранний (IX-XII вв.), горный Дейлем.
Дейлемиты жили в высокогорье Дейлема, как в Талышских горах, так и в части хребта Альборз, Однако самые ранние зороастрийские и христианские источники указывают на то, что Дейлемиты первоначально прибыли из восточной Анатолии недалеко от Тигра, где иранские этнолингвистические группы. Они говорили на языке дейлеми, ныне исчезнувшем северо-западном иранском языке, похожем на язык соседних килитов (диалект талышского языка). Во времена Государства Сасанидов они использовались в качестве высококлассной пехоты. Согласно византийским историкам Прокопию и Агафию, они были воинственными людьми и умели вести ближний бой, каждый из которых был вооружен мечом, щитом и копьями или дротиками.
Потомки дейлемитов
Современными потомками дейламитов является талышский народ, которые проживают на юге Азербайджана и в северо-западной части Ирана. О сходстве быта, ареала расселения и пр. указывают различные источники.
В недавно изданном в Тегеране полном своде сборника летописей Рашид ад-Дина Фазлуллаха (1297-1318гг.) содержатся два интересных отрывка о периоде начала правления Хулагидского ильхана Газан-хана (конец XIIIв.): «Возле западного берега Каспийского моря есть город Талыш и он населен талышами, а еще этот город во времена дейламитов и сельджуков называли Далан-нав’вар» (Rashid ad-Din Fazllulah 1993-1994, vol. III: 2244). Упоминание города, отражающее этническое наименование населения, скорее всего говорит о желании Рашид ад-Дина передать произошедшие трансформации в наименовании горного района (и его жителей) между Гиланом и Муганской степью, где и тянется почти параллельно побережью Каспийского моря Талышский хребет с севера на юг – от р.Балхара, границы Муганской степи на севере до р. Сефидруд (Сипиару – на талышск.) на границе с Гиланом - на юге.
Совершенно очевидно, что говоря «о временах дейламитов» Рашид ад-Дин имеет в виду династию Буидов (Бувайхидов), оставившую заметный след в истории Ирана X-XI вв.
Западная граница ареала расселения талышей в период XV-XIXвв., как и поныне, фактически ограничена Талышским хребтом, куда помещали прародину дейламитов в IX-XIIвв. различные мусульманские источники географического и исторического характера. Можно допустить и то, что Рашид ад-Дин, не напрасно вспоминая о «городе Талыше», приводит его вместе с наименованием дейламитов — скорее всего он хотел показать, что речь идет об одном и том же районе, который раньше считался дейламским, а теперь (в начале XIVв.) называется Талыш.
В другом месте своего труда «Джам’и ат-таварих» Рашид ад-Дин Фазлуллах снова говорит о Талыше уже как об отдельной области в державе Хулагидов: «Великий падишах Газан-хан решил отправиться на охоту в велайят Талыш, что возле Мугани. Было известно, что в Адарбайджане у Талышских гор скрываются от властей многие разбойники и оубаши, и многие купцы и благочестивые мусульмане опасались дорог вдоль (возле) Талышских гор из-за непрерывных нападений и грабежей. Великий падишах разбил свой лагерь у подножья Талышинских гор и в течение короткого времени очистил все окрестности от разбойников, а все оубаши были тоже уничтожены. После этого он потребовал от своих слуг создать (построить) множество небольших укрепленных пунктов (укрепленные башни или небольшие крепости) для контроля над всей территорией велайята и приказал в каждом из этих пунктов поставить кормушки для того, чтобы серны и газели, медведи и лисицы, дикие ослы и мулы, волки и горные козлы и все другие дикие животные могли бы питаться в голодное время года и беспрепятственно размножаться. После этих трудов падишах Газан-хан устроил большую охоту в велайяте Талыш и в Муганской степи»
История
Доисламский период
Селевкидский и парфянский период
Дейлемиты впервые появляются в исторических записях в конце 2 века до нашей эры, где они упоминаются Полибием, который ошибочно называет их «эламитами» (Ἐλυμαῖοι) вместо «Daylamites» (Δελυμαῖοι). В среднеперсидской прозе "Кар-Намаг и Ардашир и Папакан", последний правитель Парфянской империи, Артабан V (годы правления 208—224) призвал все войска из Рея, Дамаванда, Дейлема и Падишхваргара для борьбы с недавно созданной Сасанидской империей. . Согласно «Письму Тансара», в этот период Дейлем, Гилан и Руян принадлежали королевству Гушнасп, который был парфянским вассалом, но позже подчинился первому сасанидскому императору Ардаширу I (годы правления 224—242).
Сасанидский период
Потомки Гушнаспа правили до ок. 520 г., когда Кавад I (годы правления 488—531) назначил своего старшего сына Кавуса королем бывших земель династии Гушнаспидов. В 522 году Кавад I послал армию под командованием некоего Буйя (известного как Боес в византийских источниках) против Вахтанга I Иберийского. Этот Буя был уроженцем Дайлама, что подтверждается тем фактом, что он носил титул вахриз, титул Дайламита, который также использовался Хурразадом, военачальником Дайламита, который завоевал Йемен в 570 году во время правления Хосрова I (годы правления 531—579).), и его Дайламские войска позже сыграют значительную роль в обращении Йемена в зарождающийся ислам. Византийский историк VI века Прокопий описал Дайламитов так:
варвары, которые живут … в центре Персии, но никогда не подчинялись персидскому царю. Ибо их жилище находится на отвесных склонах гор, которые в целом недоступны, и поэтому они продолжали оставаться автономными с древних времен до в наши дни; но они всегда маршируют с персами как наемники, когда идут против своих врагов. И все они — пехотинцы, каждый с мечом, щитом и тремя дротиками в руке (De Bello Persico 8.14.3-9).
Снаряжение дейлемитов сасанидской армии включало мечи, щит, боевой топор (tabar-zīn), пращи, кинжалы, пики и двузубые дротики (zhūpīn).
Дейлемиты также принимали участие в осаде Археополиса в 552 году. Они поддержали восстание Бахрама Чобина против Хосрова II, но позже он задействовал элитный отряд из 4000 дайламитов в качестве части своей гвардии. Они также отличились в йеменской кампании Вахриза и в битвах против войск Юстина II.Некоторые мусульманские источники утверждают, что после сасанидского поражения в битве при аль-Кадисийя, 4000-сильный контингент даямитов сасанидской гвардии вместе с другими иранскими подразделениями перешел на сторону арабов, приняв ислам.
Исламский период
Сопротивление арабам
Дейлемитам удавалось противостоять арабскому вторжению на их собственную горную родину в течение нескольких столетий под властью своих местных правителей. Войны в регионе были обычным явлением, с рейдами и контратаками с обеих сторон. При арабах старый иранский город-крепость Казвин продолжал выполнять свою сасанидскую роль как оплот против набегов Дейлемитов. Согласно историку ат-Табари, дейлемиты и тюрки считались злейшими врагами арабских мусульман. Халифат Аббасидов проник в регион и оккупировал его части, но их контроль никогда не был очень эффективным.
Вскоре после 781 года несторианский монах Шубхалишог начал евангелизировать Дайламитов и обращать их в христианство. Он и его соратники сделали лишь небольшой шаг вперед, прежде чем столкнулись с конкуренцией со стороны ислама. Во время правления Харуна ар-Рашида (годы правления 785—809) несколько мусульман-шиитов бежали к главным образом язычникам Дайламитам, с несколькими зороастрийцами и христианами, чтобы избежать преследований. Среди этих беженцев было несколько алидов, которые начали постепенное обращение дайламитов в шиитский ислам. Тем не менее, сильная иранская идентичность оставалась укоренившейся в народах региона наряду с антиарабским менталитетом. Местные правители, такие как Буиды и Зияриды, отмечали старые иранские и зороастрийские праздники.
Экспансия Дейлемитов
Начиная с IX века, пехотинцы Дейлемитов стали составлять важный элемент армий Ирана.
В середине 9-го века Аббасидский халифат увеличил потребность в наемных солдатах в Королевской гвардии и армии, поэтому они начали вербовать дейлемитов, которые в тот период были не такими сильными, как турки, хорасанисты, ферганицы и Египетские племена Магарибы. С 912/3 по 916/7, Дейлемитский солдат, Али ибн Вахсудхан, был начальником полиции (ā alib al-shura) в Исфахане во время правления аль-Муктадира (годы правления 908—929). В течение многих десятилетий «для личной охраны халифа оставалось обычным делом включать в себя как дайламитов, так и вездесущих турок». Амиры Буидов, которые сами были Дейлемитами или Гиляни, дополнили свою армию пехотинцев дейлемитов тюркскими кавалеристами. Дейлемиты были среди состоящих из армии сельджуков, и газневиды также использовали их в качестве элитной пехоты.
В исламских источниках упоминаются характерные расписные щиты и короткие двузубые копья (по-персидски: ژوپین zhūpīn; по-арабски: مزراق mizrāq), которые можно было использовать для колющих или метательных ударов в качестве копья. Их характерная тактика боя заключалась в наступлении со стеной из щитов и использовании копий и боевых топоров сзади.
Культура
Религия
Дейлемиты, скорее всего, были приверженцами той или иной формы иранского язычества, в то время как меньшинство из них были зороастрийцами и христианами-несторианами. Согласно аль-Бируни, дейлемиты и килиты «жили по правилам, установленным мифическим Афридуном». Церковь Востока распространилась среди них благодаря деятельности Иоанна Дейлема, и епископства упоминаются в отдаленный район еще в 790-х годах, хотя возможно, что некоторые остатки сохранились там до 14 века.
Имена
Имя царя Мута звучит необычно, но когда в IX и X веках вожди Дейлемитов появляются в большом количестве в центре внимания, их имена, несомненно, являются языческими иранскими, не юго-западного «персидского» типа, а северо-западного типа: таким образом, Gōrāngēj (не Kūrānkīj, как первоначально интерпретировалось) соответствует персидскому gōr-angēz «охотник за дикими ослами», Shēr-zil — Shēr-dil «львиное сердце» и т. д. Средневековый персидский географ Эстахри проводит различие между персидским и дейлемитским и комментирует, что в высокогорье Дейлема существовало племя, которое говорило на языке, отличном от языка Дейлема и Гиляна, возможно, на не сохранившемся неиранском языке.
Обычаи, комплектация и внешний вид
Многие привычки и обычаи Дейлемитов зафиксированы в исторических записях. Их люди были поразительно стойкими и способны переносить ужасные лишения. Они были вооружены дротиками и боевыми топорами, а высокие щиты были окрашены в серый цвет. В бою они обычно строили стену щитами против нападающих. Некоторые дейлемиты использовали копья с горящей нафтой. Поэтическое изображение вооруженного боя Дейлемитов присутствует в Висе и Раме Фахруддина Асада Гургани. Основным недостатком дейлемитов было небольшое количество кавалерии, что вынудило их работать с тюркскими наемниками.
Дейлемиты преувеличенно оплакивали своих мертвецов и даже самих себя в неудачах. В 963 г. правитель Ирака-буидов Муиз аль-Даула популяризировал «Оплакивание Мухаррама» в Багдаде, что, возможно, сыграло свою роль в эволюции тазие.
Эстахри описывает дейлемитов как смелых, но невнимательных людей, худощавых с виду и пушистых волос. Они занимались сельским хозяйством и имели стада, но только несколько лошадей. Они также выращивали рис, ловили рыбу и производили шелковые ткани. Согласно аль-Мукаддаси, Дайламиты были красивы и имели бороды. По словам автора «Худуд аль-Алам», женщины-дейлемиты занимались сельским хозяйством, как и мужчины. Согласно Рудхравари, они были «равны людям по силе разума, силе характера и участию в управлении делами». Кроме того, Дейлемиты также строго практиковали эндогамию.
Галерея
-
Крепость Рудхан, построенная в Дейлеме во время Империи Сасанидов.
-
Карта, показывающая Дейлем (далеко справа) под властью Империи Сасанидов.
-
Изображение дейлемитского кавалериста из иранского учебника.
-
Карта каспийского побережья Ирана во время Иранского интермеццо.
-
Вид Аламута.
-
Осада Аламута 1213-1214 гг., изображённая в Джами ат-таварих Рашидом-ад-Дином. Национальная библиотека Франции, Департамент манускриптов, Восточный Отдел.
-
Артистическое оформление дейлемитского буидского пехотинца.
-
Изображение дождевого леса в Дейлеме.