Главная
Статьи





08.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022


07.11.2022






documenta

06.08.2022

«documenta» (рус. документа) — выставка современного искусства, проходящая каждые пять лет в Касселе, Германия. Основана в 1955 году художником и куратором Арнольдом Боде (нем.) в рамках Федеральной выставки садоводства. На первой документе были представлены художники, оказавшие заметное влияние на современное искусство (Пикассо, Кандинский и другие). Выставка должна была восстановить нарушенную традицию авангардистских выставок в Германии, прерванную в 1937 году нацистами, устроившими обличительную «Выставку дегенеративного искусства». Впоследствии документа стала одним из самых значительных событий в современном искусстве.

Этимология

Название выставки — выдуманное слово. Будущий термин должен был продемонстрировать, что каждая выставка — это своеобразная документация по современному искусству, недоступному для немецкой публики во время эпохи нацизма. Также ходили слухи, что при создании этого термина латинское слово documentum было разделено на docere (латынь для обучения) и mens (латынь для интеллекта). Поэтому оно было посчитано хорошим словом, подстраивающимся под намерения и требования документы.

Каждая документа имеет свою собственную визуальную идентификацию, большинство из которых соответствует типографскому стилю, возникшему в Баухаусе, состоящему исключительно из строчных букв.

История

Немецкий архитектор, художник и профессор Арнольд Боде был инициатором первой документы. Первоначально запланированное как второстепенное событие, сопровождающее Федеральную выставку садоводства, документа привлекла 130 000 посетителей в 1955 году. Выставка была мало сосредоточена на современном искусстве, то есть искусстве, созданном после 1945 года: вместо этого Боде хотел показать публичные работы тех направлений, которые среди нацистов были известны как «дегенеративное искусство» — фовизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм.

Со временем акцент выставки сместился на современное искусство. Вначале показ ограничивался работами из Европы, но позднее стал охватывать произведения художников из Америки, Азии и Африки. Четвёртая документа стала первой выставкой, которая стала приносить прибыль. На ней выставлялись работы таких направлений как поп-арт, минимал-арт и кинетическое искусство. На документе 5 в 1972 году были ярко представлены работы минимального и концептуального искусства, что стало поворотным моментом в общественном признании этих стилей. На восьмой документе произошёл ещё один сдвиг в сфере искусства — демонстрация открытости для постмодернистского дизайна. Определённые ключевые политические даты широкомасштабных социальных и культурных потрясений в 1945, 1968, 1976 и 1977 годах стали хронологическими маркерами документы X, в котором прослеживались политические, социальные, культурные и эстетические функции искусства. Документа 11 была организована вокруг таких тем, как миграция, урбанизация и постколониальный опыт с использованием документальной фотографии, фильма и видео. Тринадцатая документа была описана как «весьма феминистская, глобальная и мультимедийная», которая включала в себя работы «умерших художников и отдельные кусочки древнего искусства».

Характеристика выставок

Места проведения

Документа проводится в разных местах в Касселе. С 1955 года фиксированным местом проведения выставки является Музей Фридерицианум. В 1992 году был построен художественный зал documenta-Halle для проведения документы 9. В настоящее время там размещаются несколько выставок. Другие места, использующиеся для документы, включают парк Карслау, Дворец Вильгельмсхёэ, Новую Галерею и Культурный центр Шлахтхоф. В попытке расширить границы проведения выставки, документа 11 проводилась на пяти платформах: в Вене, Берлине, Нью-Дели, Сент-Люсии и Лагосе. Документа 12 занимала 5 мест, в том числе музей Фридерицианиум, парк дворца Вильгельмсхёэ и «Ауе-павильон», сконструированный французской фирмой Lacaton et Vassal. Часть 13-ой выставки проводилась в Кабуле, Афганистан и Банфе, Канада.

Вид на площадь Фридриха с Фридерицианиумом (2 корпус слева) и билетной кассой для документы (справа).

Российские художники на документе

documenta 12 (2007)

На 12-й документе, проходившей в 2007 году, были представлены четыре художника из России:

  • Андрей Монастырский
  • Анатолий Осмоловский
  • Кирилл Преображенский
  • Дмитрий Гутов

dOCUMENTA (13) (2012)

В 13-й документе, проходившей с 9 июня по 16 сентября 2012 года, приняла участие только одна художница из России — Александра Сухарева